Как делается театр (почти Чапек)
Nov. 13th, 2016 03:00 pm
Слегка забегая вперёд
Я последнее время запоем (ну, почти) читал известные мемуары Черняева. Их обычно цитируют как "объективный" источник сведений о том, в какой жопе была советская экономика эпохи развитого социализма, и в каком маразме пребывало высшее советское руководство (Политбюро ЦК КПСС и лично Генеральный Секретарь товарищ Леонид Ильич Брежнев).А мне в этот раз показалось примечательным именно безыскусное описание ежедневной деятельности функционера-бюрократа. Очень поучительно, поскольку описывает систему предельно бесхитростно и это описание применимо, по-видимому, к любой другой бюрократической структуре, будь это хоть аппарат президента Пу, хоть Госдеп Пиндосии. Мелкий и не слишком далёкий человечек, ответственный в ЦК КПСС за "Международное Рабочее Движение", пишет сотни бумажeк, записок, речей, потихоньку материт своего начальника, считая того бестолковым и беспринципным карьеристом, перетягивает одеяло на себя от МИДовских, которые считают, что только одни они могут рулить, интригует по поводу усадки за столом, переживает из-за того, что сегодня кажется сущей ерундой.
Специально интересен дневник 1980-го года. Только что СССР вторгся в Афганистан, - казалось бы, человек на такой позиции не может не понимать, что это фактически смертный приговор ветхой системе, и что надо пытаться изо всех сил довести до понимания начальства, что надо как можно быстрее уносить оттуда ноги. Но работа есть работа, - и первые несколько месяцев Черняев занимается тем, что интригует среди лидеров разных компартий, чтобы те, упоминая в резолюциях своих съездов про Афганистан (не упомянуть было нельзя, несмотря на все старания СССР), пользовались лишь определёнными словами, а другие - ни-ни. Параллельно работал человек над тем, чтобы компартия Ямайки получила от ЦК 50 тысяч долларов и три автомобиля (чай, не "Жигули"). А ещё через неделю с гордостью пишет про большую победу: британские коммунисты издали полное сочинение Карла Маркса, но удалось уговорить их не включать в него какую-то статью, в которой Маркс обложил матюгами Россию (не суть важно, за что). Через какое-то время тема Афганистана исчезает из дневников напрочь, вместо неё - проблемы с рассадкой иностранных делегаций на Съезде КПСС.
При этом Черняеву, конечно, респект за то, что решился напечатать дневники без "литературной обработки" (это видно по многочисленным орфографическим ошибкам, сделанным человеком, писавшим десятки страниц в день).
К чему все эти воспоминания? да просто к тому, как устроены все без исключения бюрократические системы, как и кем принимаются на самом деле решения, и насколько можно верить, когда Царь объявляет свои намерения затравить Большого Зверя. А у псарей ещё собаки не кормлены, хотя по всем отчётам охота продвигается весьма успешно.