О хлебе и "рыбе"
Oct. 3rd, 2014 02:50 pm
Или подпишут, или не подпишут...
Когда-то, в начале 1990-х, когда волна "русских" мозгов только-только начала захлёстывать университеты Европы и Америки, возникла проблема - ху из ху. На "Западе" знали худо-бедно тех, кто уже успел сделать себе имя, но понятия не имели, как оценивать "научную молодёжь", говоря сегодняшним языком, уровня постдока и чуть выше. Традиционно на этом уровне запрашивают рекомендательные письма от тех, кто хорошо знаком с тематикой и знает кандидата "сблизи". Но поди пойми этих русских, кто у них там в теме, а кто нет. Поэтому естественным образом все спрашивали рекомендательные письма у советских супертяжеловесов-универсалов: Синаю, Манину, Арнольду, Новикову приходили сотни запросов от hiring committees с просьбой написать, что каждый из них думает о своих бывших учениках, соавторах, участниках своих семинаров и т.д.Понятно, что физически было невозможно всё это написать, да так, чтобы въедливые будущие читатели этих писем смогли правильно оценить (весьма различный) уровень кандидатов. С другой стороны, отказаться писать или написать короткую формальную отписку в стиле характеристики институтского парткома для турпоездки за границу - это примерно то же самое, что написать отрицательный отзыв ("хотел бы всерьёз похвалить, - придумал бы что-нибудь", гласит народная мудрость хайринг-комиссаров).
Разные мэтры выкручивались по-разному, - но только Арнольд проявил оригинальность и придумал решение, которое, как ему казалось, автоматически даст unbiased estimate. Когда его запрашивали о рекомендации, он звонил/писал кандидату и говорил:
- Дорогой Вася! Тут на вас просят написать донос в университет Варгарда, но вы же знаете, что я сам никому рекомендации не пишу, а прошу кандидатов самим написать, что они думают о своём уровне, своих результатах и их значимости. А я потом, разумеется, прочитаю и подпишу. Или не подпишу.Более того, Арнольд не делал секрета из своей методики, в результате чего от него довольно быстро отстали. Любому университету интересно было знать, что думает сам Арнольд о кандидате Х, а не то, что о себе думает кандидат Х, тушуясь и робея перед величием Арнольда.
В Йом-Кипур мы, в сущности, тоже пишем на себя самих характеристики, напирая на положительные стороны, но стараясь не особенно акцентировать сомнительные поступки. И рекомендуем вердикт: принять сроком на год, балансовый отчёт утвердить. И отдаем их на подпись Главному Рецензенту. А он уж или подпишет, или не подпишет...
Короче, Гмар Хатима Това, от каждого по богобоязненности, каждому по заслугам. גמר חתימה טובה לשנה תשע"ה