Annual cost of life saving
Sep. 7th, 2011 09:01 amО цифрах
Тем не менее
Что неудивительно.
Сочетание "спасение жизни" настолько зависит от контекста, что никакой интуиции или рациональных правил исчисления здесь быть не может.
1. Больной, подключённый к системам жизнеобеспечения: стоимость может исчисляться тысячами долларов в день, что даст в совокупности единицы (не десятки) миллионов долларов в год.
2. Захват солдат (типа Шалита или Гольдвассера и Регева) провоцирует военную кампанию, у которой есть стоимость собственно военных действий, а ещё есть ущерб, в том числе потерянные жизни. Тут уж даже непонятно, что на что делить, но суммы запредельные.
3. Здание Жюссиё (Университеты Париж-6 и Париж-7) было построено с использованием асбестовых противопожарных перекрытий. Через -дцать лет выяснилось, что асбестовая пыль - канцероген. Обеспокоенные своим здоровьем профессора потребовали, чтобы смертельно опасную субстанцию убрали, что и было сделано за 13 лет, с 1997 по 2010. Всё это время для занятий арендовались другие помещения, а до какой степени раздели башню, чтобы снова потом одеть - видно на фотографии. Не будучи строителем, я не могу прикинуть затраты на реконструкцию, не будучи медиком, - количество спасённых жизней, но почему-то есть ощущение, что всех на...бали по крупному.
4. Смерть от холеры и дизентерии наступает из-за обезвоживания организма. Обильное питьё не спасает, поскольку просто так вода не усваивается. Стопроцентный успех даёт применение внутривенной капельницы, но чтобы её установить, нужна как минимум медсестра, умеющая ввести иглу внутривенно, и стерилизованная доза физраствора, стоимость всго вместе - единицы долларов. Тем не менее в странах типа Индии, Бангладеш и разных других тропиках такой расход был непосилен, и люди умирали миллионами до тех пор, пока в начале 1960-х не был обнаружен механизм ко-транспорта, позволяющий оральную регидрацию себестоимостью в несколько центов на спасённую жизнь.
Кроме того, следует заметить, что исчисление стоимости спасения жизни - неархимедово: там есть актуально бесконечно малые величины. Разные эксперименты показывают, что человек начинает воспринимать всерьёз риск для собственной жизни, если он превышает некое пороговое значение, примерно 1:100,000. Риски ниже этого уровня не воспринимаются как что-то, требующее действий, а превышение порога приводит к тому, что люди соглашаются на некоторые действия (и, следовательно, затраты), снижающие риск.
Примем (я оглядываюсь на себя) пороговое значение для "значимости денег" в 1 доллар: это примерно та сумма, которую я готов просто выбросить (ну, или за которой я не стану лезть под пыльный шкаф). Считая, что я готов потратить "не-деньги" за спасение нечувствительной одной стотысячной доли (своей собственной!) жизни, получается, что я согласен с оценкой порядка 0.1 мегабакса за спасение всей жизни, - точнее, неявным образом считаю её приемлемой статистической погрешностью при исчислении.
Возвращаясь к дебатам о том, нужны ли камеры заднего вида, отвечать надо не на вопрос, сколько должно/может стоить спасение одной жизни, а на вопрос, есть ли более эффективные способы спасать жизнь. Скажем, сравнивая затраты на те же камеры с затратами на клинические исследования (я уж не говорю о фундаментальной биохимии) и/или с ремонтом дорог и установкой дополнительного уличного освещения на "кровавых перкрёстках" (прекрасно известных дорожной полиции в каждом городе).
no subject
Date: 2011-09-07 06:24 am (UTC)no subject
Date: 2011-09-07 06:33 am (UTC)no subject
Date: 2011-09-07 07:55 am (UTC)Я не придираюсь тут к политике, я понимаю, почему теракт с десятью погибшими должен вызывать больше внимания, чем несчастный случай с десятью погибшими. Люди должны не только по возможности не умирать до времени, но и чувствовать себя защищёнными. Но мыканье по врачам, которые не в состоянии хотя бы правильно диагностировать - не менее неприятная штука, чем тревога по поводу терактов. Разница просто в сенсационной ценности.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Не искажай классиков :-)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-09-07 07:45 pm (UTC)Большинство отвечавших даже не пробовали назвать суммы. Те двое или трое, кто попробовал - не сумели понять размерность, которую я прошу.
Есть странная традиция, где я задаю примитивно простой вопрос типа "сколько стоит говядина в ближайшем магазине", а потом должен потратить сотню комментариев на объяснения, почему фразы "поросят надо жарить на вертеле", "не столько, сколько курица", "я плачу кредитной карточкой", "от 1 до 10000 в зависимости от валюты" и прочее - не являются ответами.
Ну, нету у меня времени на этот идиотизм.
no subject
Date: 2011-09-07 08:23 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2011-09-07 06:26 am (UTC)Камера устанавливается одна на всю жизнь машины. Т.е. 5-8-12 лет.
А гибнет 100 каждый год. Или я чего не понял?
no subject
Date: 2011-09-07 06:29 am (UTC)no subject
Date: 2011-09-07 07:55 am (UTC)Открывание педофилов, тьфу, сиповелов
Date: 2011-09-07 08:59 am (UTC)называется willingess-to-pay.
Адекватнее ее применять на бОльших суммах, типа 1000 долл для вас.
Второй способ "оценить жизнь" - сопоставить с пожизненной суммой произведенного ВВП, или выплаченных налогов, или полученной зарплаты.
И так, и так выходит около половины заработанного за жизнь.
Поэтому цена жизни сильно зависит от страны.
ВОЗ официально рекомендует считать мед. мероприятия оправданными, если "цена года спасенной жизни" выше 2-4 годовых ВВП на морду. Но это они подыгрывают мед. вложениям и расходам.
Re: Открывание педофилов, тьфу, сиповелов
Date: 2011-09-07 09:05 am (UTC)Это я не очень понимаю. За что я должен быть готов заплатить 1000 баксов? За лечение смертельной болезни? смешно. За лечение болячки, мешающей жить, но в общем-то безвредной (скажем, зубной имплант)? да пожалуйста. За "лазерный прибор космической медицины, излечивающий все болезни, но абсолютно безвредный для здоровья"? Я скорее пожертвую эту тысячу человеку, который подаст в суд на прохиндеев...
Это потому, что вы человек недоверчивый, смайл.
Date: 2011-09-07 09:34 am (UTC)(Если вы верите в эти расчеты). выйдет порядка 10 000 в год.
Можно и иначе: готовы заплатить 10000 баксов в год за успешное лечение смертельной болезни?
Значит, 60 лет вашей жизни - не менее 600 000, а не 100 000.
Re: Это потому, что вы человек недоверчивый, смайл.
From:Re: Это потому, что вы человек недоверчивый, смайл.
From:Re: Это потому, что вы человек недоверчивый, смайл.
From:у меня старший товарищ,
From:Re: Открывание педофилов, тьфу, сиповелов
Date: 2011-09-07 09:24 am (UTC)Подсчёты ВОЗ мне принципиально перпендикулярны, поскольку предполагают отношение к человеку, как (а) к иждивенцу, а не покупателю медицинских услуг, и (б) в свою очередь, оценивают его как производителя ВВП. И то и другое безнравственно и порочно.
Вы не правы.
Date: 2011-09-07 09:41 am (UTC)2) ВВП на душу - это мера.
Реально идет подсчет именно "затрат на спасение", а не "упущенной выгоды".
Типа если у вас есть 10 млн (а больше нет!), что лучше: потратить их на вакцинацию ВСЕХ детей от чумки или вылечить 100 смертельно больных?
Что лучше?
From:Ну, по уму, если это не деньги
From:Re: Ну, по уму, если это не деньги
From:А если спросить
From:Re: А если спросить
From:Обе опции?
From:Re: Обе опции?
From:вакцинацию ВСЕХ детей от чумки
From:no subject
Date: 2011-09-07 09:37 am (UTC)> на клинические исследования (я уж не
> говорю о фундаментальной биохимии)
> и/или с ремонтом дорог
Помнится мне, в том блоге даже упоминать неприлично в неосуждающем контексте возможность поддержки фундаментальной науки из налоговых ресурсов.
Запомнилось, например, как однажды там один из завсегдатаев, при полном одобрении хозяина, бичевал "ковырятелей в динозаврием говне за народные денежки", -- этих паразитов, ловко грабящих честного трудягу, простого программиста-налогоплательщика.
no subject
Date: 2011-09-07 02:27 pm (UTC)no subject
Date: 2011-09-07 09:43 am (UTC)no subject
Date: 2011-09-07 01:29 pm (UTC)no subject
Date: 2011-09-07 01:58 pm (UTC)Было бы действительно интересно сравнить разные способы вложить деньги в уменьшение числа неестественных смертей. Навскидку вовсе не очевидно, нужно ли в первую очередь ставить освещение на смертельные перекрёстки или проверять общественные заведения на отсутствие пожароопасных материалов.
Вообще, хорошо бы придумать какую-то экономическую, самоподдерживающуюся систему -- чтобы такое сравнение происходило автоматически. Например, если каждый год посмотреть, на какой дороге больше всего разбилось людей -- и с владельцев этой дороги взять крупный штраф, который распределить на владельцев тех дорог, где никто не разбился -- у владельцев появится мотивация съездить в соседний штат и посмотреть, а что там за светофоры для дальтоников? Разумеется, тут много нюансов -- дороги бывают разной длины, интенсивности движения, класса -- но задача учесть всё это и сделать такую систему, чтобы она действительно мотивировала к улучшениям, выглядит реалистичной.
(no subject)
From:no subject
Date: 2011-09-07 08:15 pm (UTC)Интересно, кстати, когда в Европе станет такой же дефолтной опцией автоматическая коробка передач?
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-09-07 09:56 am (UTC)no subject
Date: 2011-09-07 01:33 pm (UTC)no subject
Date: 2011-09-07 01:59 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-09-07 07:55 pm (UTC)В смысле, - это важно не спасением одной жизни, но тем, что это поддерживает мораль коллектива, - необходимым образом.
no subject
Date: 2011-09-08 05:18 am (UTC)Про поддержание морали я сам всё прекрасно понимаю (http://xaxam.livejournal.com/425099.html?thread=3940235#t3940235).
Цена жизни
Date: 2011-09-08 07:02 am (UTC)