
Расизма и русофобии пост
В 1974 году мой батюшка, тогда 42-летний астронавигатор (работал в суперсекретной лавочке, рассчитывающей системы ориентации и орбитального маневрирования спутников сугубо мирного назначения) реализовал право на приобретение своего первого автомобиля ВАЗ-2103 в личное пользование (по итогам соцсоревнования и досрочного выполнения сугубо мирных разработок).Ездить по Москве уже тогда было неинтересно (метро же есть!), на бабдедушкину дачу под Чкаловской - полезно, но как-то недостаточно, чтобы ощутить себя хозяином покорительницы пространства. Поэтому после моего 9-го класса решено было поехать в Палангу (где моей матушке во внеочередном порядке выделили очередь на комнату в частном секторе, двое взрослых и двое детей). Батюшка был авантюрист, как положено астронавигатору, поэтому он загрузил на привинченный сверху багажник всё необходимое (палатку, примус, с трудом добытую к случаю копчёную колбасу в дорогу), и мы поехали по маршруту Москва-Минск-Вильнюс-Паланга. Варёные вкрутую яйца, соль в коробочке из-под фотоплёнки, огурцы с дачи и варёная картошка в фольге тряслись где-то между мной и моим младшим братом, мешая нам драться на заднем сиденье.
До административной границы с Белоруссией всё было почти неотличимо от поездки на подмосковную дачу: качество товара на совести покупателя, не успел объехать яму на дороге - твоя проблема, видели очи, що купувалы. Придорожные деревеньки меня, ученика московской матшколы, поражали полным отсутствием параллельных или перпендикулярных линий: все остальные углы были представлены в изобилии, но вот 0 и 90 градусов не наблюдались, сколько я не вглядывался. Чем жили и питались обитатели, - мы не узнали, наша космическая пища была в тюбиках, как уже описано.
Белорусская граница, конечно, была обозначена плакатом "Ласкаво просимо" или чем-то в этом роде, но ласка в самом деле чувствовалась. Сегодня про такое говорят "бедненько, но чистенько": полотно дороги стало однополосным в каждую сторону, но зато с честной обочиной, исчезли колдоёбины и неожиданные сюрпризы. Заборы и штакетники (да и избы) встали, как в сказке ("... как лист перед травою...") в попиндикуляр. Кажется, товарищ Машеров тогда покрывал белорусских куркулей, которые вопреки международному положению начинали трудовой день с обихода своего двора, и только потом выходили на демонстрации в защиту мирового социалистического движения.
Литва, напротив, для москвича выглядела, как пряничный домик. Калитка, запирающаяся на ржавый гвоздь? яма на дороге? Лужа на грунтовке? Покосившийся забор? канава с лягушками и комарами? Эээ, генацвале, это не у нас. Частный сектор, в который мы вселились, первым делом достал бумаги, чтоб перепроверить, чего они нам за заранее проплаченные деньги обязались предоставить, после чего предоставили всё как есть: хрустящее постельное бельё, не очень богатый, но вполне достаточный набор чистой кухонной посуды, после чего пошёл неформальный разговор о том, где в ближайшей окрестности есть "рабочие" и "курортные" столовые, где надо есть, а куда - дорогие гости, "ни ногой". С тех пор, кстати у меня ностальгия и незакрытый гештальт: литовский холодный борщ-свекольник я так и не сумел воспроизвести. Может, повод объявить здесь конкурс: свёкла, кефир/сметана, раздроченное в пургу крутое яйцо, свежий огурец я смешивал, но всё-таки не совсем то. Или были какие-то ещё секретные ингредиенты?
На пляжах Паланги на самом деле было не так много "русских", в основном литовцы загорали и играли в волейбол "в кружок". Чудесный песок, сосны, море, в котором этот песок можно смыть, если подальше зайти, в волейбольный кружок меня с удовольствием принимали, так что слово "гирэ" ("хорошо!") я выучил в первый же день...
Но батюшку-астронавигатора пляжный волейбол и семейные партии "в Кинга" не удовлетворяли. Поэтому периодически мы выбирались в искпидиции по окрестностям. Вильнюс, Каунас и Тракай были уже обследованы по пути, полузакрытый город Клайпеда оставил ожидаемое впечатление, поэтому заправлены в планшеты были совсем другие карты.
Поездка в Ригу была мало чем примечательна, - какая-то она показалась эклектичная после почти 5 часов езды в один конец с младшим братцем одесную. А вот поездка в г. Калининград запомнилась на всю жизнь. По Куршской косе ехать было тогда запрещено, поэтому ехали мы через города Советск, Славск, Гвардейск, оставив в стороне старинные города Черняховск, Гусев, Знаменск и пр. Ощущение от пересечения административной границы между Литовской ССР и РСФСР в г.
Сначала, как и следует, - адреналиновый шок. Батюшка-астронавигатор, утратив за пару недель на литовских дорогах подмосковную квалификацию, влетел пару раз колесом в колдоёбину, после чего к ограничению скорости 50 км/ч стал относиться всерьёз. Но главное, что поражало, - это окрестные "деревушки". Представьте себе ухоженные прусские домики, частично пострадавшие во время войны, но за последние 30 лет не знавшие женской ласки и мужской руки. Тридцать лет! За это время поляки восстановили по картинкам разрушенную дотла Варшаву, немцы отстроили Дрезден, да чего там, в Смоленске следы минувшей войны надо было поискать. А тут окна, выбитые тридцать лет назад, никто так и не удосужился не то, чтоб вставить, - хоть чем-нибудь затянуть. Проломы в черепичных крышах кое-где были прикрыты брезентом или какой-нибудь ржавой жестью, но много было зияющих провалов. Ухоженные садики/огородики заросли черт-те чем в человеческий рост, хорошо ещё, что у немчуры не принято было заборы возводить, ограничившись розовыми кустами...
В самом городе
В общем, момент пересечения административной границы в обратном направлении, из Советска в Тильзит, был как момент пробуждения из липкого ночного кошмара в человеческую реальность. Остаток дороги до дома (в смысле, до комнаты на четверых в частном секторе Паланги) мы даже не дрались с братом.
Если кому интересно, как добиваются такого эффекта, - короткая историческая справка. Восточную Пруссию товарищ Сталин счёл слишком жирным куском, чтоб отдать малонадёжным польским товарищам и ещё не до конца себя реабилитировавшим литовским товарищам, поэтому, выгнав оттуда не успевших бежать немцев, решил заселить ничейные земли своей волей. Легко сказать, - "заселить". Накопленный опыт касался массовых выселений, немцев, татар, чеченцев, ... - с которыми разговор был короткий: прикладом в зубы, - и в товарный вагон, на восток. А тут что делать? Ветерану-буряту прикладом в зубы, и в товарный вагон на запад? Даже товарищ Сталин понимал, что как-то по другому надо разговаривать с народом-победителем.
Как технически это делалось, я не знаю, - если кто знает, расскажите. Но реконструировать логику процесса не особенно сложно. Отбирали передовых бойцов, командиров, отличников труда в тылу, проверяли, нет ли у них репрессированных родственников или побывавших в плену/под оккупацией, после чего происходил примерно следующий разговор:
- Товарищ Кудряш! Мы знаем, что вашу деревню дотла сожгли фашистские оккупанты. Но, принимая во внимание ваш героизм на фронте (вариант: беззаветный труд на благо Победы в тылу), партия и правительство решили выделить вам с семьёй жильё в новых районах РСФСР. Жильё, конечно, нуждается в мелком ремонте, но мы вам поможем и листовой жестью, и охрой, и гвоздями. Ордер на въезд датирован сегодняшней датой. Поздравляем!
Товарищу кудряшу, конечно, лестно, но ведь из родной деревни и родственники с соседями кое-какие выжили, пишут, - возвращаться собираются, некоторые уже строиться сами начали из обгорелого кирпича, да и погост ведь не перетащишь, а там батя лежит, значит, и мне туда дорога. Спасибо, дорогие товарищи, за оказанное доверие, да только где родился, там и пригодился, крестьяне мы, а не бюргеры какие. Пойду я, значит...
Но и другие кудряши бывали, - кем-то всё же удалось заселить опустевшие пряничные домики. Въехали победители в казённое жильё, и стали ждать, когда им подвезут обещанную казённую охру-гвозди да листовую жесть, а время-то трудное, послевоенное, у государства сразу до всех руки не доходили, но в следующем квартале обещали. А пока можно и так пожить: в доме семь комнат, нам столько не надобно, хватит и тех, где окна не выбиты. И так все тридцать лет.
В общем, если вы имеете дело с жителями Калининградской области, - имейте в виду эксперимент по евгенике, который там после войны поставили, и не судите строго потомков.
П.С. Первым же комментом отметился потомок. Неожиданностей не случилось.
_______________________________
* Фото на иллюстрации - Кенигсбергский собор в 1988 году, 15 лет спустя. Руины всё ещё руинами, но уже разобран мусор и обломки вокруг, какие-то кустики насадили.
no subject
Date: 2018-08-29 09:06 am (UTC)Похожие истории(*тесть("Дед") приобрёл свою 2103 в 1975-м в свои 45-ть. Много она поездила, воспоминаний и впечатлений подарила всей семье немало. И только в этом году Дед решил продать свой Фиат© возраст и зрение не те чтобы самому управлять...
зы. с кал лининградскеми, опыт общения имеется.
ещё в совке, и там у них, и когда они в Украину на побывку заехамши.
всё очень печально...
что характерно, уже и внуки-правнуки "коренных" кал лининградцев неотличимы от своих пращуров.
no subject
Date: 2018-08-29 01:26 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-29 01:47 pm (UTC)Там оказалось общежитие какой-то местной фабрики. Непонятно, лучше бы было, если бы просто оставили развалины, как есть, или то, что с ними сделали, - через весь внутренний двор верёвки с бельём, канава для слива воды, всё держится на ржавых гвоздях, дыры прикрыты рубероидом...
no subject
Date: 2018-08-29 02:16 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-29 02:21 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-29 02:22 pm (UTC)Когда развалится? Не знаю.
no subject
Date: 2018-08-29 02:32 pm (UTC)no subject
Date: 2018-08-29 02:34 pm (UTC)