xaxam: (Default)
[personal profile] xaxam

Колонка рецензора

Несколько дней назад я закончил читать книгу Ронена Бергмана "Пришедшего убить тебя, встань и убей первым" (цитата из книги Санхедрин, 72а, на русский обычно переводится длиннее, «Когда некто пришел убить тебя, убей его первым»). Про что эта книжка?

Формально это история спецопераций (похищений, точечных ликвидаций, террора) израильских спецслужб (АМАН - военная разведка, ШАБАК - служба безопасности, ответственная за происходящее внутри страны, и Моссад, - сравнительно маленькая служба, предназначенная для операций за рубежом, аналог ЦРУ), начиная с мандатных ещё времен и кончая совсем недавними событиями. Написано очень легко, читается, как романы Ле Карре, с единственной разницей, - тут же, в соседнем окне, можно мгновенно найти сколько угодно подробностей о протагонистах, в частности, ответы на незаданные или заданные, но не отвеченные в книге вопросы. Иной раз хочется ущипнуть себя за нос, - ну не может же такое быть правдой. Проверяешь, - может.

На более высоком структурном уровне книга даже не столько про плащи, кинжалы, яды и пистолеты, а про то, как принимались решения в той или иной ситуации, какова была логика и логистика отношений между гражданскими властями (премьер-министр, министр обороны, министр иностранных дел), армией и спецслужбами (как водится, частенько соперничавшими друг с другом). При том, что среди руководителей такого уровня "простых людей" не было, все эти истории всегда бывали непростыми, с криками, битьём посуды, отставками и пр.  

Если подняться ещё на уровень выше, то книга - про то, как с течением времени менялись принципы и взгляды на подобную деятельность. На этом уровне с неизбежностью начинают проявляться личные взгляды автора на ближневосточное мироустройство и первопричины непрекращающейся еврейско-арабской войны. Ронен Бергман - левый журналист (а как бы иначе он работал в "Йедиот Ахронот"?), и даже самый выбор терминов (оккупированные территории, репрессии, ... ) легко может разозлить правоверного читателя. Но если с самого начала поставить в этом месте несильный фильтр цветокорректировки, то картина будет вполне реалистичной.

В подмандатные и самые первые годы существования Израиля (даже после окончания Войны за Независимость) судьба страны висела на волоске, арабские бандиты-фидаины налетали из-за линии прекращения огня ("Зеленой черты"), гадили как могли (расстреливали автобусы, вырезали по ночам людей в своих домах, подкладывали взрывчатку и т.д.). Отвечали им примерно той же монетой. Разница была в том, что в отличие от арабов, искавших наиболее лёгкой добычи, евреи всё же пытались выследить и уничтожить "активистов", тех, кто принимал участие в подобных набегах. Однако ж правила открытия огня были такие, что сегодня вся цепочка командования, от исполнителей до премьер-министра, пошла бы под суд. Collateral damage редко бывал фактором, ограничивающим планирование операций, захваченных в плен сплошь да рядом пристреливали на месте, не слишком долго думали, когда надо было убрать "невинного" свидетеля ликвидации. Более того, вполне практиковались "операции возмездия", когда в ответ на крупный теракт следовал ответ в виде рейда на "проблематичную" деревню. Самый известный случай - рейд на деревню Кибия, который фактически был по всем параметрам военной операцией израильской армии против иорданского Легиона, а впоследствии стал символом варварства сионистов. Изложение этого эпизода у Бергмана бесконечно далеко от сегодняшнего лубочного мифа о невинноубиенных палестинских феллахах.

Время шло, Израиль наращивал свои силы (и армию, и спецслужбы), соответственно менялись правила игры. С появлением каких-то худо-бедно союзников (Франция и даже бочком-бочком Британия в Синайскую кампанию) правительство стало больше внимания обращать на их реакцию. Лицемерили все, конечно, но правила действия поменялись, некоторые операции (особенно в Европе) стало проводить значительно труднее. Тем круче выглядят некоторые истории. Гитлеровский сорвиголова, освободивший Муссолини и амнистированный после войны, оказывается, был завербован Моссадом, чтоб не дать египтянам с помощью немецких ракетчиков создать ракетное оружие. Парочке инженеров открутили-таки головы, остальные вовремя прорюхали, что надо сваливать подальше от этой шикарной египетской кормушки.   

После Шестидневной войны наступила лёгкая бюрократическая неразбериха. Территории за "Зелёной чертой" - это Израиль (и тогда это сфера ответственности ШАБАКа), или "заграница" (и тогда Моссаду кинжал в зубы)? Разобрались.

Когда Шарон начал свою персональную вендетту против Арафата, этические стандарты были уже на совершенно новом уровне. Шарон и Эйтан утвердили план покушения на "небритого пса", как его звал Шарик: предполагалось сбить самолёт с Арафатом, который тогда мотался по всему миру, размахивая револьвером и оливковой веткой™. Израильские ВВС, формально подчиняясь начгенштаба Эйтану и министру обороны Шарону, начали просто саботировать приказ. Лётчики до последнего момента затягивали positive identification of the target так, что сбить самолёт "анонимно", не оставив отпечатков пальцев, становилось невозможно, а открыто сбивать невоенный самолёт уже было табу.

Ладно, после всех этих тизеров хочется всё же пару слов сказать, чего в книжке НЕТ. Не очень понятно, почему.

После подписания соглашений Осло-2 Израиль вывел все свои войска из территорий, маркированных как "зона А", большие города и крупные деревни в Иудее, Самарии и Газе. Из-за этого рухнула система осведомителей, выстроенная ШАБАКом. Раньше офицер-"куратор" имел простую возможность встретиться со своим агентом: обычный армейский блокпост на дороге где-нибудь в Иудее, периодически какие-то машины останавливают и водителей просят пройти в "каптёрку" для выяснения каких-нибудь обстоятельств. Никаких подозрений в отношении агента, обычное дело, оккупация. А когда блок-посты убрали, эта возможность пропала, и для контакта бадо было пробираться к агенту в его деревню, вызывая подозрения у соседей. В общем, законсервировали всё, а кто-то просто без крыши ШАБАКа быстро оказался в лапах арафатовской службы безопасности.

Обо всём этом в книжке нет НИ СЛОВА. Вообще о том, почему после операции "Защитная стена" (де-факто вернувшей очень много вещей в до-Ословское состояние) арабский террор заметно пошёл на убыль и через несколько лет практически сошёл на нет, до кустарного уровня ножей и ножниц, - не сказано ничего.

Полностью аналогичная ситуация с односторонним выходом из Газы. Пока там было израильское военное присутствие, возможны были операции типа уничтожения шейха Яссина, доктора Рантисси и других выдающихся представителей палестинского народа. С момента вывода ни один волос не упал ни с одной бороды и ни с одной лысины их преемников. Не хотят? Не могут (в рамках ныне действующих норм кашрута при зажаривании террористов в фольге их тачек)? Молчит Ронен Бергман, не детализирует.

Но в целом рекомендация, конечно, однозначная. Если у вас есть время прочесть 600 страниц убористого текста, - у вас есть шанс получить удовольствие. Архивные фото и полный исторический аппарат (ссылки, сноски) - бонус: автор всё же сделал докторат по истории и потратил на эту книжку 7 лет. Если вы примете его текст близко к сердцу, - у вас появится новый-старый герой, участник едва ли не всех описанных событий, Меир Даган, совсем недавно ушедший в лучший мир. Про него точно кино снимут, может, Спилберг ещё успеет.

Date: 2018-06-19 03:45 pm (UTC)
gonchar: (Default)
From: [personal profile] gonchar
Нет ли у Вас ссылочки на книжку?

Profile

xaxam: (Default)
xaxam

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 222324
25262728293031

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 12:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios